Форум » Наши публикации » Мамины, Кунгурский и Красноуфимский уезды. » Ответить

Мамины, Кунгурский и Красноуфимский уезды.

Admin: Карасёв Николай Сергеевич, г. Санкт-Петербург, исследует род Маминых. По просьбе Николая Сергеевича выкладываю ссылку на его публикацию на Яндекс Дзен. https://zen.yandex.ru/media/id/5c23ed8268a4da00aabd5096/kungurskii-sled-maminyh-603b6cd549b4e72890335f1a Если у участников форума есть что добавить по этой теме, адрес электронной почты автора karasev.nikky@yandex.ru

Ответов - 3

Admin: Кунгурский след Маминых 28 февраля Продолжаю рассказ о представителях церковнослужительской династии Маминых. В этой статье речь пойдет о тех из них, чья жизнь была связана с городом Кунгуром и его окрестностями. Кунгур расположен на берегах реки Сылвы и впадающих в неё рек Ирени и Шаквы. Первоначально был основан в 1648 году как острог близ места впадения реки Кунгур в Ирень. После разорения во время восстания башкир в 1663 г. отстроен заново на новом месте, в 17 верстах от прежнего. В 1712-1723 годах в Кунгуре действовал казенный медеплавильный завод, оборудование которого затем было перевезено на строящийся Егошихинский завод (современная Пермь). В 1720 году в Кунгуре открылись первые на Урале горнозаводская школа и горнозаводское управление – горная канцелярия. С 1780-х годов Кунгур – уездный город Пермского наместничества, затем Пермской губернии. В городе активно развивалась торговля, также действовали кожевенные и мыловаренные предприятия, различные промыслы. Наиболее была развита чаеторговля – Кунгур называли чайной столицей России. Город был по преимуществу купеческим. Несколько раз в год в Кунгуре проходили крупные ярмарки. С 1887 года по реке Сылве между Кунгуром и Пермью организовано регулярное пароходное сообщение. В 1909 году через Кунгур прошла железная дорога, напрямую связавшая Пермь и Екатеринбург. О «кунгурском следе» Мамина-Сибиряка исследователи-краеведы активно заговорили накануне 350-летия Кунгура, когда соответствующая информация была опубликована в кунгурской газете «Искра» и затем прозвучала с трибуны социально-культурного форума «Грибушинские чтения. Кунгурский диалог». Речь шла о том, что Дмитрий Наркисович имеет с Кунгуром родственные связи. В принципе, это действительно так, однако приведенные в обоснование этого в 2012 году сведения о генеалогии рода Маминых нуждаются в значительной корректировке.

Admin: В статье, ссылка на которую приведена выше, за основу были взяты исследования краеведа Аркадия Федоровича Коровина. А.Ф. Коровин много лет занимался сбором материалов к родословной Д.Н. Мамина-Сибиряка; его первая работа на эту тему была опубликована почти полвека назад – в 1974 году. По версии Коровина, родоначальником Маминых был священник села Истоцкого Петр Никифоров, выходец из Кунгурского уезда. У Петра Никифорова был сын Еремей (Иеремия), у Еремея – сын Василий. Далее, согласно данным церковной летописи села Истоцкого, у священника Василия Игнатова сына попова Мамина был сын Егор. Через потомков Егора Васильевича Мамина уже прослеживается (правда, с некоторыми допущениями и неточностями) прямая нисходящая линия родства с Дмитрием Наркисовичем. Несоответствие же отчества Василия Мамина – Иеремиевич/Игнатьевич – А.Ф. Коровин объясняет вероятной ошибкой в церковной летописи. Таким образом, по версии Коровина получается, что первым священнослужителем в роду будущих Маминых был уроженец кунгурской земли Петр Никифоров. Одновременно с А.Ф. Коровиным, в том же 1974 году свое исследование родословной знаменитого уральского писателя публикует Иван Алексеевич Дергачев. Однако он начинает описание родословия Маминых от Григория Мамина, служившего по данным И.А. Дергачева в середине XVIII века священником в Щербаковской слободе. К сожалению, Иван Алексеевич не привел источника этих сведений. По архивным источникам, которые удалось разыскать мне, Григорий Егорович Мамин в 1750–54 гг. служил диаконом в Багарякской слободе. Затем, в январе 1755 г., был рукоположен в сан священника и служил в той же Багарякской слободе до начала 1780-х годов. Имеются сведения о пяти сыновьях Григория Мамина – Никите, Матвее, Степане, Луке и Викторе. Матвей Григорьевич Мамин, служивший пономарем в церкви села Истокского – прапрадед Дмитрия Наркисовича. Представленные в 1974 году А.Ф. Коровиным и И.А. Дергачевым варианты родословия Маминых, как читатель уже наверняка заметил, не вполне стыковались между собой и, кроме того, содержали ряд «белых пятен». В частности, из них была не ясна родственная связь между Григорием Маминым (отчество которого И.А. Дергачев не указывает) и фигурирующими в публикации А.Ф. Коровина Петром Никифоровым, его сыном Иеремией и Василием Иеремиевичем/Игнатьевичем Маминым. Эта проблема была разрешена последующими исследованиями А.Г. Мосина (2000 г.) и Ю.В. Коновалова (2003 г.). С учетом результатов этих исследований можно утверждать, что первым из живших на территории Урала предков Д.Н. Мамина-Сибиряка (во всяком случае по тем данным, которые на сегодняшний день подтверждены документально и не вызывают сомнений) был Микитка Терентьев сын Пинежанин , который впервые упоминается в числе крестьян Арамашевской слободы, присягавших в 1645 году новому царю Алексею Михайловичу. Его прозвище – Пинежанин – позволяет с большой долей определенности утверждать, что происходил он с Пинеги, то есть с территории современной Архангельской области. В документах последующих лет находим имена сыновей Никиты Терентьевича: Игнатий, Артемий и Иван; и его внуков – интересующих нас сыновей Игнатия: Осип, Андрей, Василий, Лев. До начала XVIII века они проживали в Арамашевской слободе, затем, вероятно не позднее 1708 года, переселились в район Багарякской слободы. Самого Никиты к этому моменту уже не было в живых – последний раз он упоминается в документе, датированном 1682 годом.

Admin: Один из потомков Никиты Терентьевича – его внук Василий Игнатьевич – принимает духовный сан, став сначала пономарем в церкви Багарякской слободы, а позднее – священником с селе Истокском. Это подтверждается документами учета церковнослужителей 1737 года: «Истотского села Троицкой церкви поп Василей Игнатиев Мамин. Сказал от роду ему пятдесят четыре года. Во иерея посвящен к той церкви на место збежавшаго попа Петра Никифорова в 712-м году ис пономарей той же слободы» . Как видим, на какое-либо родство Василия с прежним священником Петром Никифоровым указания нет. Исчезновение же Петра Никифорова объясняется по всей вероятности башкирским восстанием, охватившим этот регион в 1709-10 гг. Так что не священник Петр Никифоров, выходец из Кунгура, а крестьянин Никита Терентьев Пинежанин был дедом истокского попа Василия Мамина. Самого же Василия Игнатьевича по праву следует считать родоначальником церковнослужительской династии Маминых, служивших на протяжении двух с половиной веков в различных приходах Урала и Сибири. Вот так материалы незавершенного генеалогического исследования полувековой давности, которые периодически «всплывают» в наше время и публикуются без учета более поздних работ (к слову, также известных уже достаточно давно!), и могут ввести читателя в заблуждение. Давайте теперь разберемся, где же в действительности «кунгурский след Маминых». До середины XIX века Мамины служили в регионах, которые по современному административно-территориальному делению относятся к Свердловской и Челябинской областям (в основном), а также Тюменской, Томской областям и Северному Казахстану. Их перемещение на территорию Прикамья – современного Пермского края – произошло лишь в 1844 году. Первым из «прикамских» церковнослужителей Маминых был Дмитрий Антонович (1823 – 1896), служивший большую часть своей жизни, почти 40 лет, священником в селе Алтыновском (Алтынном), расположенном ныне в Октябрьском районе Пермского края. Дмитрий Антонович Мамин приходился троюродным братом диакону села Покровского Ирбитского уезда Матвею Петровичу Мамину, родному деду Д.Н. Мамина-Сибиряка. На территории же современного Кунгурского района более 20 лет служил один из внуков Дмитрия Антоновича. Анатолий Антониевич (Антонович) Мамин родился в 1869 г. в селе Дворецком Оханского уезда, был старшим сыном священника Антония Дмитриевича Мамина. Вскоре после рождения Анатолия Антоний Дмитриевич переведен в село Кизьву, где прослужит почти 16 лет. Затем полтора года, с сентября 1886 по апрель 1888 года, Антоний Дмитриевич будет служить в Кунгурском уезде – в селе Асовском (ныне – Асово). Места его последующей службы – село Кольцовское Пермского уезда (1888-93), село Верх-Язвинское Чердынского уезда (1894-97) и, наконец, село Бубинское Оханского уезда (1897-1902). Соответственно детство Анатолия Мамина прошло в Кизьве (ныне – в Сивинском районе). Учился он в Пермской классической гимназии, что довольно необычно для поповича – во всяком случае, три его младших брата пошли в этом смысле привычным путем, в духовное училище. После гимназии около года служил в Пермской контрольной палате, затем был принят на духовную службу. В 1889-90 гг. – псаломщик церкви села Ильинского Пермского уезда, затем переведен в село Голубятское, где совмещал службу псаломщика с должностью учителя церковно-приходской школы. В мае 1894 г. перемещен к Иоанно-Предтеченской церкви села Стефановского Осинского уезда (ныне – село Ленск в Кунгурском районе). С этого момента начинается служение Анатолия Мамина на кунгурской земле. В октябре 1896 г. Анатолий Мамин Преосвященным Петром, епископом Пермским и Соликамским рукоположен в сан диакона и указом Персмкой Духовной консистории определен на штатное место к Петропавловской церкви села Кинделинского Кунгурского уезда. В Кинделино диакон Мамин был учителем пения в местном народном училище и законоучителем в Ермиловском училище. Через несколько лет, в марте 1901 г., он рукоположен в сан священника. В этой должности о. Анатолий сменил священника Евфимия Филипповича Попова, служившего в Кинделино более 30 лет. Став священником Анатолий Мамин возглавил также церковно-приходское попечительство, был законоучителем в Кинделинском земском училище. Его деятельность на образовательном поприще была в 1905 г. отмечена благодарностью Кунгурского училищного совета «за хорошую постановку учебного дела» . Организация начального образования, особенно в сельских районах, также была одной из задач, успешно выполнявшихся православным духовенством. В 1907-14 годах священник Анатолий Мамин – настоятель Свято-Троицкой церкви Кыновского завода. Одновременно – законоучитель Кыновского 2-х классного училища и 1-го Земского училища; заведующий церковно-приходской школой, Грязнухинской и Мягко-Кыновской школами грамотности; участковый попечитель Кунгурского комитета народной трезвости. Судя по данным клировых ведомостей, о. Анатолий обладал также незаурядными вокальными данными и применял эти свои способности в пастырской деятельности: при нем в церкви Кыновского завода было организовано всеобщее пение за богослужением. В 1914 г. о. Анатолий переведен по прошению к Крестовоздвиженской церкви села Сылвенск. К уже привычной деятельности священника и законоучителя добавляются хлопоты военного времени: он занимается сборами средств на военный воздушный флот, за что удостаивается благодарности Великого Князя Александра Михайловича – шефа Императорского военно-воздушного флота. Семья Анатолия Мамина состояла из жены Анны Евлампиевны, 1873 г.р., и двух дочерей: приемной Анны 1888 г.р. и Ольги 1898 г.р. Анна училась на подготовительных курсах в Кинделинском земском училище, затем в Кунгурской женской гимназии. Служила в школах Кунгурского уезда: помощницей учителя в Ослянском народном училище (1908-1909 г.), учительницей в Бабенковском народном училище (с 1909 г.), Ломовском народном училище (с 1914 г.). В 1915-16 гг., как значится в клировых ведомостях, «состоит слушательницей высших женских курсов в Петрограде на содержании отца» . Поиск сведений о ней в архивах Санкт-Петербурга, к сожалению, результатов не дал. Ольга в 1909-16 гг., училась в Кунгурской женской гимназии. В Кунгурском городском архиве сохранилась копия аттестата Ольги Анатольевны Маминой об окончании гимназии. В документах гимназии указан и адрес проживания ученицы: «за Иренской слободой, в доме Бабикова» . Никаких сведений о семье Анатолия Мамина после 1916 г. обнаружить не удалось. С Кунгурским районом связана судьба еще одного семейства, принадлежащего к роду Маминых. Двоюродная сестра о. Анатолия, Павла Дмитриевна Мамина, была замужем за Иоанном (Иваном) Васильевичем Соколовым, который с 1914 г. служил в Крестовоздвиженской церкви села Серга Пермского уезда (сейчас это село относится к Кунгурскому району). Иван Васильевич Соколов родился в 1875 г. в селе Аряжском Осинского уезда в семье псаломщика. Обучался при часовне Св. Стефана, где в 1893 г. сдал экзамен на псаломщика. Служил псаломщиком в селе Кленовском Оханского уезда, в селах Аряжском и Савинском Осинского уезда. В мае 1914 г. рукоположен в сан диакона и определен к Крестовоздвиженской церкви села Серга. Его супруга Павла Дмитриевна родилась в 1878 г. в селе Сивинском Оханского уезда в семье священника Дмитрия Дмитриевича Мамина. По данным клировой ведомости за 1917 год, в их семье было пятеро детей: старшая дочь Евгения 1898 г.р., которая на тот момент служила учительницей в земском училище, сыновья Сергей 1903 г.р. и Виталий 1905 г.р., которые учились в Пермском Духовном училище и младшие дети – Мария 1908 г.р. и Александр 1910 г.р. Судьба Крестовоздвиженского храма в Серге в ХХ веке оказалась трагичной. В июне 1918 г. два служивших здесь священника – Анания Аристов и Константин Юрганов – были арестованы за протест против изъятия церковного имущества и увезены в Пермь. 2 ноября 1918 года они были расстреляны во дворе Пермской Духовной Семинарии. В 2000 году оба были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Сам храм в 1930-х годах был закрыт, его купола и колокольня разрушены. Возвращен Церкви в 1992 г. Иван Соколов по всей вероятности продолжал служить в Серге до 1919 года, затем скорее всего покинул город с отступавшими частями Белой Армии и вернулся спустя год. Этот вывод я сделал на основании пометки в клировой ведомости за 1920 год: «Был в отлучке с 17-го июня 1919 года по 27 июня 1920 года» . В феврале 1921 года диакон Соколов рукоположен в сан священника к той же церкви. Данные о дальнейшей судьбе священника Ивана Соколова и его семьи отсутствуют. К сожалению, следы представителей рода Маминых, живших на кунгурской земле, теряются в смутные послереволюционные годы. Будем надеяться, что когда-нибудь удастся их отыскать…




полная версия страницы