Форум » Русская палеография. » Челобитная черного попа Антона на Анисима Гостева, брата его Никиту сотоварищи » Ответить

Челобитная черного попа Антона на Анисима Гостева, брата его Никиту сотоварищи

Mazut: РГАДА 1464-1-5 1661 г Челобитная черного попа Антона Спасско-Печенгской пустыни на крестьян Верх-Кокшенской волости Важского уезда Анисима Гостева, брата его солдата Никиту Гостева и их товарищей о противоправной ловле рыбы в реке Печенге и бегстве попа в келею.

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Mazut: продолжение листа 1

Mazut: содержание текста (предварительно) Спасско-Печенгская Пустынь, 1661 г. Црю Гдрю Великому Князю Алексею Михайловичю Всей Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьет челом и извещает твой Гдрь царский богомолец Важесково уезда Кокшенския чети с Печенги реки Спаския пустыни черной поп Антон Щеневскин з братьею то ж я Гдрь Кокшенской чети Верхкокшенския влсти на Онисима Гостева сына да на брата ево на салдата на Никиту Гостевых сына с товарищи а товарев своих они Гдрь ве- дают кто с ними имяны были и чьи из отчины а члвк их Гдрь с пятнатцат было в такове деле в нынешном Гдрь в РХФ (1661) году после Петрова дни в первой четверг июля ??? дня приходили Гдрь тот Анисим с своим братом и с товари- щы своими в нашу мнстрскую округу по реке по Печенге з бредником для рыбные ловли своим самоволством до мнтря вплоть и я было их увидел на руговщине что они в реке рыбу бродят и утицы молодые имают и пожни наши сенные покосы толочат и почал было им говорить о добре чтобы им нас(?) нищех не обижал и угодя нашего самосилством не уго- ном(??) к мнтрю не творил и тот Гдрь Анисим з братом своим почали меня нища? бранить всякими недобрыми речити?? ??? стал оборонятся? мнстрю бывал?? преж то сля?? старех матухил??? та стяжные?? да и тот не могл и скошен чи?? воды?? овопия?? а то быве?? и с Печенги выдыснеот??? пить волмуте??? его робята да убить ва с каменем? ??? и я побегл к мнстрю во печу? а тот Гдрь Анисим з братом своим за мною в погоню гналися и до мнстря ряд оплот ослопье?? и в мнстре Гдрь вопьем? и крик послышали и всречь люди набежали и убить меня не дали и тот Анисим к келее моей Гдрь проходил и хвулил за Гдрь на меня нощал?? и в пре?? убиство и я нищей от нех Гдрь в келее за запором отсидеся а в прежних Гдрь годех РНЕ (1647) году в той ж Гдрь их ВерхноКокшен- ской влсти старух нашего матухона??? убила да и вводы посвали?? да в той ж Гдрь в лете? во РПЭ (1658) году сыс??? ведомо цр?? снотал?? грошы? а ???? покрал у нас в мнстре из црквной? казны болотое?? Гдрь ??? тот был ис тое ж деревни тот Анисим потре?? на твор ??? налогу свои самол- ством оне? нашем мнстрской округе в лесе забра?? птицу ловят а в реке рыбу и пожну толочат да на ни ??? хвалитца??? убийство? и мы нищиебоясь ево Гдрь похва ????? ства на ??? хлебные пашни и на сенные покосы не смоет?? ни ходит ?? евит и в той нам? Гдрь учинят за? ??? убыли?? в хлебной недоходе ? в скотиной бескорму ?? а убытком Гдрь нашем будет перечет писат ?? сково?? челобитной млрсдый Гдрь Царь и Великий Князь Алексей Михайловичь Всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодер- жец смилуйся и пожалуй нас нищих чернцов ве?? Гдрь сия?? ншм?? ???? челобитну я Илейской влсти Црскму старос- те Моисею Осиеву сыну принять в царскую казну ит ? нись подпись? том про тот? Анисимово Гдрь насалство а пра- вет ?? в мире известно было Царь Гдрь смилуйся и пожалуй.

Юрий Хахилев: Вообще прикольная челобитка, целый триллер! Вот пока что у меня получилось подправить: Спасско-Печенгская Пустынь, 1661 г. Црю Гдрю Великому Князю Алексею Михайловичю Всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьет челом и извещает твой Гдрь царский богомолец Важесково уезда Кокшенския чети с Печенги реки Спаския пустыни черной поп Антон Щеневскин з братьею то я ж Гдрь Кокшенской чети Верхкокшенския влсти на Онисима Гостева сына да на брата ево на салдата на Никиту Гостева ж сына с товарищи а товарев своих они Гдрь ве- дают кто с ними имяны были и чьи из отчины а члвк их Гдрь с пятнатцат было в такове деле в нынешном Гдрь во РХФ (1661) году после Петрова дни в первой четверг июля ??? дня приходили Гдрь тот Анисим с своим братом и с товари- щы своими в нашу мнстрскую округу по реке по Печенге з бредником для рыбные ловли своим самоволством до мнтря вплоть и я было их увидел над руговщине что они в реке рыбу бродят и утицы молодые имают и пожни наши сенные покосы толочат и почал было им говорить о добре чтобы им нас нищих не обижати, угодя нашего самосилством не уго- ном(??) и пожень наших сенных покосов не толочил и налоги бы нам и мнтрю не творил. И тот Гдрь Анисим з братом своим почали меня нищаво бранить всякими недобрыми речьми: ты де стал оборона тому мнстрю, бывал де преж тебя старец Матихин? и стяжнее да и тот не могл ис Кокшенги воды отпить а тебе де и с Печенги выды не отпить возмите де его робята да убейте да с каменем


Mazut: "тебя старец Матихин? и стяжнее да и тот не могл ис Кокшенги воды отпить а тебе де и с Печенги выды не отпить возмите де его робята да убейте да с каменем" - я тут голову сломал!

Юрий Хахилев: Да, текст тяжелый для расшифровки. (выделенный текст на сканах не увидел ) Продолжение каменем и в воду и я нищей видучи государь их сверепство и убояся их уйства (буйства) побегл к мнстрю во печи? а тот Гдрь Анисим з братом своим за мною в погоню гналися и до мнстря вплоть с ослопьем и в мнстре Гдрь вопьми и крик послышали и встречь люди набежали и убить меня не дали и тот Анисим и к келее моей Гдрь приходил и хвулил за Гдрь на меня нощал?? и в пре?? убиство и я нищей от нех Гдрь в келее за запором отсидеся а в прежних Гдрь годех РНЕ (1647) году в той ж Гдрь их ВерхноКокшен- ской влсти старца нашего Матухина убили да и в воду посадили да

Mazut: это сгиб. лист хранится в гнутом виде.

Mazut: Печенгская Спасская мужская пустынь основана в начале XVII века монахом Матфеем, находилась на правом берегу реки Печеньга (приток Кокшеньги). В 1619 году инок Матфей построил в глухом лесу часовню в честь Преображения Господня и Всех Святых, поэтому и пустынь в документах, приведенных в «Актах Холмогорской и Устюжской епархии» называется Спасской или Всехсвятской, чаще – Спасской. В 1623 году построена первая церковь, которая была освящена в честь Всех Святых. Количество монахов в Спасской пустыни не превышало 7 человек. В 1678 году пустынь была уже не самостоятельной, а приписной к Николаевскому Маркушевскому монастырю. В 1753 году построена новая деревянная церковь, в 1757 году освящена в честь Всех Святых. Упразднена пустынь, по одним сведениям, в 1764 году, по другим сведениям, это произошло ранее. Священником в Печенгской пустыни много лет был иеромонах («черный поп») Антоний Нешкин. (из "Печенгская Спасская мужская пустынь" Н. М. Македонская) СПАССКАЯ ПЕЧЕНГСКАЯ ПУСТЫНЬ РГАДА Ф.64 Оп.55 Д.55 Возникла в XVII в. Находилась на р. Печенге в Кокшенгской четверти Важского у. (позднее - Тотемский у.). В XVIII в. была приписана к Николаевскому Маркушевскому монастырю. Упразднена в 1764 (обращена в приходскую церковь). Документы выделены из коллекции "Архив Коряжемского монастыря" в 1960. Грамоты, указы новгородского митрополита (об открытии церкви в пустыни), Архангельской консистории, Верховажского и Кокшенгского духовных правлений 1623, 1753 - 1759, 1764. Книги приходо-расходные 1702 - 1707, 1721, 1734 - 1736, 1756, записные сбора пожертвований 1678, 1756; книга приходо-расходная Николаевского Маркушевского монастыря 1726. Дела и документы 1621 - 1786, в т. ч. о земельных владениях монастыря; о столкновениях с крестьянами 1627, 1701. Поступные записи 1661, духовные грамоты 1728. Документы Спасской приходской церкви: указ Казенной палаты 1780, книга записная крещений, браков и смертей 1786, дело о церковных лесных угодьях 1793.

Юрий Хахилев: Ну вот что у меня получилось. Црю (царю) Гсдрю (государю) и великому Кнзю (князю) алексею михайловичу всея великия и малыя и белыя росии Самодержцу бьет челом и извещает твой Гсдрв (государев) црский (царский) богомолец Важеского уезда Кокшенския Чети с Печенги реки Спаския пустыни черной поп Антон Щенешкин (Антонище Нешкин ? ) з братею тоя ж Гсдрь Кокшенския чети Верхкокшенския влсти (волости) на Онисима Гостева сна (сына) да на брана (брата) е(во) на салдата на Никиту Гостева ж сна (сына) с товарищи, а товарев (товарищей) своих они Гсдрь ве- дают кто с ними имяны были и чьи из отчины (по имяни и отчеству) а члвк (человек) их Гсдрь с пятнатцать было в такове деле (в этом деле) в нынешном Гсдрь во ??? году после петрова дни в первой четверг июля ??? приходили Гсдрь тот Анисим с своим братом и с товари- рищи своими в нашу мнстрскую (монастырскую) округу по реке по Печенге з бредником для рыбные ловли своим самовольством до мнстря вплоть. И я было их увидал на друговщине (друговщина – ватага, артель) что они в реке рыбу бродят и утицы молодые имают (ловят) и пожни (пожня – сжатое поле, луг) нши (наши) сенные покосы толочат (здесь – топчут) и почал (начал) было им говорить о добре, чтобы им нас нищих не обижать и угодья ншго (нашего) самосильством не уго- довать (угодовать – работать, заниматься сельскими работами) и пожень нших (наших) сеных покосов не толочить и налоги бы нам и мнстрю не творить. И тот Гсдрь Анисим з братом своим почал (начал) меня нища(во) бранить всякими недобрыми речьми: ты де стал оборона тому мнстрю , был де преж тобя (тебя) старец Матухин и стяжнее (стяжать – приобретать, добывать), да и тот не могл ис Кокшенги воды отпить, а тебе де и ис Печенги выды (воды) не отпить, возьмите де его робята да убейте да с каменьем и в воду. И я нищей видечи (видя) их Гсдрь сверепство и убояся их уйством (буйством) побегл (побежал) к мнстрю во печи. А тот Гсдрь Анисим з братом своим за мною в погоню гнались и до мнстря вплоть с ослопьем (ослопье – дубина, жердь) И в мнстре Гсдрь вопми (вопли) и крик послышали и встречью (навстречу) люди набежали и убить меня не дали и тот Анисим и к келее …. Гсдрь приходил и хвулил ….. ……. …….. А в прежних Гсдрь годех 1647 году в той же Гсдрь Верхкокшен- ской влсте (волости) старца ншго (нашего) Матухина убили да и в воду посадили. Да в том же Гсдрь в лете во ??? году сыскалсе ведомой (известный) тать (вор) Гришка Шустиков покрал у нас в мнстре из цркви (церкви) Спаскую казну а после тое Гсдрь цркви (церкви) де тать бы. И с тое ж дрвни (деревни) тот Анисим по трем? год нам творил обиду и налогу своим самоволь- ством в нищей мнстырской округе, в лесе зверя и птицу ловил а в реке рыбу, и пожни толочал, да на нас же хвалилца убийством. И мы нищие боясь ево Гсдрь похвалы и убий- ства на прежние? хлебные пашни и на сенные покосы не смеем ни ходить ни ездить. И в том нам Гсдрь чинятца большие убытки в хлебной недоход и в скотиной бескорми- це. А убыткам Гсдрь нашим будет перечень писан в исковой челобитной. Млсрдный (милосердный) Гсдрь и великий кнзь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя Росии самодер- жец смилуйся и пожалуй нас нищих чернцов. Великий Гсдрь сию нашу изветную челобитную Илеския волости црквому (церковному) старо- сте Моисею Иосиеву сыну принял в црквную казну и … … подписал чтоб про то Анисимово Гсдрь насильство а про на- шу бедность в мире известно было. Црь Гсдрь смилуйся пожалуй.

Mazut: Юрий, очень, очень круто. Слов нет!!!!! Я бы это все ни в жисть не осилил, Црь Гсдрь смилуйся пожалуй. Все-таки там, по-моему, действительно Антонище Нешкин!!! По-моему, наверное, "руговщина" - на ружной земле, а не на "друговщине". И не Илеския, а Илейския волости - Илезская волость писалась как Илейская до 1800-х, а может и потом тоже. На самом деле, по совокупности фактов, похоже на то, что крохотная пустынь из 7 человек пыталась контролировать всю округу и говорила кому чего делать.. Поэтому у них и были постоянно нелады с деревенскими - аж с самого 1627 года..., чуть ли не с основания пустыни.

Юрий Хахилев: Mazut пишет: Я бы это все ни в жисть не осилил, Уважаемый Mazut не много скромничает Вообще то предполагал, что к расшифровке подключатся и другие участники форума, но что-то не срослось. Теперь по пунктам: 1. Mazut пишет: был иеромонах («черный поп») Антоний Нешкин Mazut пишет: по-моему, действительно Антонище Нешкин!!! Что-то мне ни разу не попадало таких окончаний имен в текстах 17-го века, ни у крестьян, ни даже у попов. Не известно, из какого источника взята фамилия попа в первой цитате, может исследователь не правильно прочитал, первый слог фамилии "Ще" принял за окончание имени "-ий"? Проблема разрешится, если найдется ещё один документ того времени, где фигурирует этот Антон. 2. В рукописи челобитки стоит верхняя выносная "д", поэтому можно прочитать двояко: " над руговщине" или "на друговщине". Руга - церковная земля. Но такая форма этого слова "руговщина" мне не встречалась, да и как-то совсем не по фэншую фраза "над руговщине". Мужики бродили по реке, а оказались "над". Друговщина - по Далю, община, общество, товарищество, круг, согласие, ватага, артель, братство. Крестьяне рыбачили большой толпой (около пятнадцати человек), артелью. Поэтому второй вариант мне кажется правильным. 3. Mazut пишет: И не Илеския, а Илейския волости Фрагмент переписи Верх-Кокшенской волости 1685 года. "...пустыни тягла четь обжи. А в нем живут вкладчики Илеские влсти (волости) Фалелейко Борисов Ивашко Леонтьев да работной члвк (человек) Аниска Фокин родом он из Засухон." По буквам: И-л-е-с-к-i-е, по-другому не прочитаешь.

Александр Н.: Ну вы робяты блин даёте ! Как такие закорючки читать ? Вот сейчас узнаю прежнего Юру , вишь всё как разложил . Хоть не всё понятно , но интересно .

Mazut: Еще и так разложил, что не поспоришь! С Антонищем действительно какая-то загадка... Я даже пытался делать поиск на то, в каких случаях могли писать "Иван ще Иванов", но ничего не нашел. Заметки об Антонии Нешкине - это из работы Нины Михайловны Македонской, которая, по-моему, и сейчас работает библиотекарем в Вологодском духовном училище. Мне и в голову не пришло, что она тоже могла прочесть имя-фамилию с ошибкой, а такая возможность действительно существует. И правда, поиски на слово "руговщина" ничего не дают. Как впрочем и на "друговщина"...

Юрий Хахилев: Mazut пишет: И правда, поиски на слово "руговщина" ничего не дают. Как впрочем и на "друговщина"... " Другиня жен. друг женского пола, подруга. Друговщина жен. община, общество, товарищество, круг, согласие, ватага, артель, братство. Другдружный, другодружный, взаимно супротивный, междоусобный, усобищный. Друголюбие ср. дружелюбие, любовь к ближнему, друга к другу, расположенье к миру, согласию и взаимной любви и услугам. Друголюбный, дружелюбный, приятельский, благосклонный, милостивый, радушный и миролюбный. Дружелюбивый прил. дружелюб муж. склонный к дружелюбию. " https://slovar.cc/rus/dal/544673.html

Юрий Хахилев: Так, на будущее, Толковый словарь Даля онлайн.

Mazut: о, как!



полная версия страницы